Дети и гаджеты

Сегодня существуют два диаметрально противоположных мнения на этот счет. Подозревая, что истина лежит, как обычно, где-то посередине, я решила уточнить у сторонников положительные стороны миникомпьютеров, а у противников - степень их опасности: в чем конкретно специалисты видят риск увлечения ими?
текст: Вера Кострова


Начну с минусов. Врачи, педагоги, психологи - почти в один голос говорят о том, что гаджеты – это больше зло, чем благо, они могут серьезно покалечить психику ребенка, замедлить его развитие и тем самым негативно повлиять на дальнейшую судьбу.
Маргарита Ивановна, дошкольный психолог, относит себя к противникам гаджетов. Кратко приведу ее доводы. Первое: гаджеты – это большая нагрузка на зрение. Зрение у детей садится буквально за полтора года, и восстановить его бывает очень трудно, порой только через операцию. Второе: это удар по незрелой психике. Далеко не у всех детей психика готова воспринимать быструю смену картинок, яркость и насыщенность изображения, звуковые и световые сигналы такого рода. Третье: мало кто из родителей дозирует просмотр, а ребенку 15 минут общения с гаджетом хватило бы на весь день. Но родителям самим 15 минут мало – они хотят быть свободными час-два, а то и три…

Маргарита Ивановна рассказывает: «Пять лет назад мы с коллегами были на семинаре для дошкольных психологов в Москве. Перед нами выступали самые лучшие практикующие психологи, в том числе из Великобритании. Так вот выступление одной британской гостьи было посвящено тому, как «достать» детей из виртуального пространства, как отвлечь их от гаджетов. Она советовала после каждой виртуальной игры обращаться к материальному миру, делать то же самое, но руками – клеить, вырезать, лепить, рисовать… Мы слушали гостью и переглядывались между собой. У нас такой проблемы не существовало. Мы так и сказали: «Мы в детском саду играем, рисуем, лепим, вырезаем… У нас у большинства взрослых еще нет миникомпьютеров». Выслушав нас, она только вздохнула: «Вы – счастливчики. Но боюсь, скоро проблема коснется и вас».

И, действительно, коснулась. Не всех, конечно, но определенную часть.

В детском саду, где я работаю, немного семей, которые могут себе позволить купить ребенку персональный планшетник и тем более разрешить взять его с собой в садик, тем не менее время от времени такое происходит. Конечно, ребенок с гаджетом становится героем если не дня, то часа. Через какое-то время воспитатель, отдав должное новой игрушке и его хозяину, старается переключить внимание детей на игру или занятие. Постепенно гаджет в сознании детей отходит на второй и третий план. И это правильно. Ведь в детском коллективе может проявиться еще одна негативная сторона миникомпьютера, которая внутри семьи не видна. Поскольку ребенок в дошкольном возрасте еще не может отделить себя от своих вещей, в его сознании происходит подмена. Он рассуждает примерно так: если у меня такой крутой гаджет, то и сам я достоин похвалы и восхищения. И пусть мне все завидуют. Ребенок, которому с раннего детства доступны дорогие электронные игрушки, может резко затормозить в развитии: зачем развивать собственные таланты, совершенствовать свои умения и навыки, если умный компьютер все делает на высшем уровне?»

От себя добавлю, что с подобной подменой я встречалась и у взрослых респектабельных вполне мужчин. Купив себе последнюю модель недешёвого автомобиля, некоторые из них на глазах надуваются как индюки, словно стали в одночасье выше ростом, мускулистее и умнее.

Кстати, по той же самой причине одна из лучших учителей начальных классов нашего города Елена Вячеславовна стала убежденным противником гаджетов. На собрании она строго предупреждает родителей (а у нее учатся дети очень имущих горожан), что не допустит, чтобы ребенок на уроке отвлекался на телефон и тем более хвастался гаджетом перед одноклассниками. Однажды – этот случай стал легендой параллели – у одного мальчика на уроке зазвонил мобильник. Елена Вячеславовна среагировала незамедлительно. Она попросила мальчика достать телефон и недрогнувшей рукой выбросила его в окошко. Эта была и воспитательная, и показательная акция. Родители были предупреждены, дети тоже, поэтому претензий никто не высказал, наоборот – авторитет учителя еще более возрос.

Далеко не так строги воспитатели дошкольных учреждений. Они тоже предупреждают родителей, что лучше ай-пэды и мобильные телефоны в садик не давать. Конечно, чаще всего они переживают не о том, о чем Елена Вячеславовна, а просто не хотят отвечать за принесенный гаджет. Правда, в одном садике мне рассказали, что воспитатели разрешают детям приносить технические новинки в группу, но с тем условием, что ими играют какое-то время все дети, а потом дорогие вещи просто убираются подальше от детских глаз и отдаются вечером родителям.

Маргарита Ивановна – психолог, говоря о минусах, все же сделала оговорку, что в редких случаях новомодный гаджет может быть использован мудрым педагогом во благо, когда речь идет о психологической помощи отвергаемому ребенку. Если он приносит в группу что-то такое, что может привлечь к нему внимание, то педагог не упустит этого случая и, взяв знакомство с гаджетом под свой контроль, сможет поменять отношение детей к товарищу. «Но для этого нужно быть очень хорошим педагогом», - добавила она.

Много ли у нас таких? Хотелось бы верить…

Теперь обратимся к другому полюсу мнений. Родители – особенно те из них, кто занят добыванием денег и профессиональной самореализацией, склонны видеть в гаджетах скорее помощников – не самых дорогих электронных нянек, существенно облегчающих жизнь. Более того, продвинутые родители считают, что с помощью гаджетов они сделают своих детей более современными, более развитыми, чем их сверстники, и тем самым облегчат их адаптацию к цифровому миру. А в том, что будущее за цифровыми технологиями, никто из них не сомневается.

- Наши дети будут жить в другом мире, чем мы, поэтому им нужно овладеть другими компетенциями, - считает Светлана С., преподаватель высшей школы, мама семилетней Кати. – Им потребуются другие умения и навыки, не те, которые были нужны нам в свое время. Почему мы должны растить детей по старинке, так, как растили нас и наших дедушек и бабушек? Мне кажется, это неверный подход. Ведь и раньше все, кто имел возможность использовать последние достижения технического прогресса (а это во все времена было недешево), делали это. В семье Набоковых, например, у детей было много того, о чем в России в то время знали лишь понаслышке. Отец Набокова, известный политический деятель, выписывал новинки из Англии. Он не считал, что они пойдут во вред сыну. И не пошло. Наоборот, писатель, как известно, обладая от природы большими способностями к языкам, науке и творчеству, развил их и приумножил в том числе и благодаря достижениям научно-технического прогресса. Немаловажно и то, что Набоков мог прекрасно адаптироваться в условиях Европы и США и справедливо считал себя человеком мира.

Галина Б. тоже с одобрением относится к гаджетам. Правда, делает при этом оговорку: общение с электроникой должно быть строго дозировано по времени и происходить только под контролем взрослого. Сама она, например, дала ай-пэд своей дочке в трехлетнем возрасте. «До встречи с компьютером, - считает Галина, - ребенок уже должен что-то уметь и понимать, и уж точно – должен хорошо говорить. До тех пор пока он не овладел языком, давать гаджет ему бесполезно. Необходимо заниматься мелкой моторикой, которая тоже включается во время использования миникомпьютеров». Ее дочь «созрела» к трем годам, а до этого она, как и все ее сверстники, вместе со взрослыми читала книжки, лепила, рисовала, делала аппликации – все по классической модели. Теперь частью ее образовательной среды стал планшетник. Галина уточняет: «Только частью, он не заменил собой всего остального. Остались и книги, и сказки на ночь, и подвижные игры со сверстниками, и прогулки с целью познания мира». В среднем гаджету отводится по 30 минут в первой и второй половине дня. Мультики – в исключительных случаях, когда ребенка нужно срочно занять. И не больше 10 минут. В остальное время - развивающие приложения, и не стрелялки, конечно же. Прежде чем давать какую-то игру, Галина сама ее проверяет, убеждается, что она не окажет негативного воздействия на психику, что в ней нет резко сменяющихся картинок, резких цветовых или звуковых вспышек. «Так же очень важно дать ребенку игру по возрасту, чтобы у него получалось добиться результата самостоятельно. Если ребенок может что-то сделать сам и видит результат, он очень радуется, и успех его окрыляет. Если нет, то он только нервничает, и никакого развития не происходит». К своим пяти годам дочка Галины так быстро ориентируется в новых опциях приложений, что сорокалетней маме трудно за ней угнаться. Самым большим достижением девочки за последнее время родители считают изучение испанского языка, естественно, на дошкольном уровне. Сегодня существуют прекрасные адаптированные языковые приложения или, попросту говоря, картинки с озвучкой. Ребенок касается определенной картинки и слышит, как этот предмет называется. Дальше в приложении предполагается освоение грамматики: ребенок должен соединить между собой отдельные компоненты фразы, и если соединит правильно, услышит предложение целиком с соответствующим видео.

В общем-то, выслушав Галину Б., я порадовалась за ее ребенка. Ведь если мама так критично, ответственно и сознательно подходит к использованию гаджета, то, действительно, ничего плохого в нем нет, наоборот, одна только польза. И все же я задала женщине вопрос, который все время крутился у меня на языке: «А если дочка не хочет через 30 отведенных минут расставаться с ай-пэдом? Если она начинает скандалить и требовать оставить ее наедине с любимой игрушкой?»

Ответ, в общем-то, меня тоже порадовал: «А это уже воспитательный момент. Я должна проявить силу авторитета, убедить, отвлечь, договориться – словом, сделать так, чтобы ребенок согласился с моим решением, а не настоял на своем».

Вот тут, поняла я, и кроется ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, именно здесь и находится ключ к решению проблемы! Если родитель безответственный, надеется, что все само образуется, если он не «парится» по поводу возможных последствий, а думает лишь о своем комфорте («ребенок занят, меня не трогает, - и прекрасно»), то все последствия не замедлят проявиться уже в начальной школе. Выходит: не в гаджетах дело, а в том, насколько ответственно родители воспринимают себя как родители. Если сами они повзрослели, то их детям не грозит опасность уйти из реальности в виртуальный мир, если нет, то помочь их детям будет очень трудно. И это тревожно и грустно. Потому что сегодня, увы, очень много безответственных и инфантильных родителей.

Фото Фернандо Риваса
http://ug.ru/

Яндекс.Метрика