Литература 6 класс

Материалы для учащихся 6-х классов

План анализа лирического произведения


1. Внимательно прочтите стихотворение. Ощущается ли стихотворение монолитным или можно выделить отдельные части. Какие из выделенных частей вам кажутся связанными между собой теснее.

2. Как развивается основной образ (как, в какой последовательности сменяются образы, если их несколько).

3. Обратите внимание на название стихотворения (если оно есть). Как связано оно с тоном, образностью стихотворения.

4. Жанр стихотворения.

5. Тема и идея:
а) о каких явлениях жизни говорит поэт.
б) как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям жизни.
6. Структура стихотворения:
а) метрика; определите размер стихотворения; подумайте, связан ли размер с жанром, темой, образностью; выделяются ли метрически какие-либо слова, строки (спондей, пиррихий, цезура).
б) фоника (аллитерация, ассонанс).
в) рифмика (точная, неточная, мужская, женская, диалектическая).
г) строфика (двустишие, терцет, катрен, пятистишие…октава…сонет…Онегинская строфа).
д) способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

7. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафора…).
8. Интонационно-синтаксические фигуры (инверсия, анафора, эпифора, риторическое обращение…).

9. Лексико-морфологических средства языка (славянизмы, архаизмы, неологизмы).

Как все эти приемы усугубляют образ, способствуют созданию у читателя определенного настроения?

Можно ли сказать, что стихотворение изысканно, вычурно, изукрашено, или оно намеренно простое? С чем это связано? Представьте стихотворение в цвете. Какие цвета названы прямо или могут быть связаны с образом. Почему цветовая гамма именно такая? Нет ли в стихотворении чего-либо, требующего специального комментария — непонятных, устаревших слов, мифологических образов и т. п.?


Примерный план анализа лирического произведения

1. Кем и когда написано стихотворение?
2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
8. Средства поэтического языка ( изобразительные средства языка, особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Интересное на сайте:

Невероятные скороговорки, Удивительные факты о русском языке, Веселые "неправильности"

Яндекс.Метрика