Преподавание литературы

Как преподавать литературу современным школьникам

На первый взгляд кажется, что преподавать литературу очень просто. Вот мел и доска, учебник и тетрадь. Дерзай. К тому же сейчас созданы все возможности для обучения предмету. Можно достать любую книгу, даже ту, которую мы раньше читали в рукописи. С помощью интернета можно очутиться в любой библиотеке мира, распечатать любой подлинник, посмотреть любой спектакль, только пожелай. Но нельзя забывать, с кем мы имеем дело. Современный школьник, родившийся в век компьютера, электронной книги, - это совсем иное. Для того чтобы ребенок поверил тебе, необходимо самому проникнуть в глубины произведения до такой степени, чтобы проложить дорожку, тропу для понимания его другим человеком.



Как все-таки добиться, чтобы учащиеся читали художественную литературу? Как сделать, чтобы они не только читали, но и умели анализировать произведения и сами занимались литературным творчеством? Как достичь того, чтобы они задумались над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образа? Как, почему за обычными словами возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять?

Сухомлинский писал, что чтение – это «окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Будет ли достаточно просто произнести эти слова, надеясь, что дети сразу же захотят открыть книгу?

Конечно, нет.

Я поняла, что поможет метод «погружения» в художественное произведение. Как же этого достичь?

Если обратимся к классикам педагогической мысли, то мы прочтем: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания».

Эти слова Константина Дмитриевича Ушинского утвердили меня в моих планах относительно создания такого кабинета, где имелась бы возможность для изучения изящной словесности, где необходимо создать саму атмосферу, где внешний вид кабинета, его оформление уже готовят учащихся к восприятию материала, способствуют наилучшему пониманию текста художественной литературы.

Я поняла, что создание кабинета литературы – дело очень кропотливое, требующее времени и терпения, это совместный труд учителя литературы, ученика и родителей.

Такая работа в кабинете роднит, сближает учащегося со школой, ее традициями. Они чувствуют личную заинтересованность в пополнении, развитии кабинета. Хороший кабинет – результат их активного участия в этом процессе, который гарантирует не только сохранность всего оборудования, но и пополнение коллекций предметов, постоянное обновление экспозиции.

Я разделила кабинет на несколько секций, чтобы каждый учащийся нашел для себя какую-то свою, близкую ему тему. Около окна - полочки с различными словарями, сзади – шкафы, наполненные предметами для работы с источниками и написания творческих миниатюр, сбоку – мини-сцена и камин для проведения уроков литературы с использованием новых технологий.

Материалы для работы я собирала в разных городах России. Каждый предмет становился частью литературной экспозиции. Удачной находкой стали фотообои (книжные шкафы), закрывшие огромное пространство стены. Это дало возможность создать имитацию зала библиотеки, стало уютней, теперь мы учимся среди книг.

С этой же целью в кабинете литературы были собраны предметы, которые являются ключевыми для создания художественного образа и являются теми важными деталями, которые помогут раскрыть внутренний мир героя литературного произведения. Например, женские перчатки. «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей…», - писал Л.Н.Толстой в рассказе «После бала». По предметам ребята узнают литературное произведение. Например, «люлька» Тараса Бульбы, или кандалы декабристов из повести Юрия Тынянова «Кюхля», а может быть, фигурка девушки с книгой напоминает им Асю, а другая, в длинных перчатках, - Вареньку из рассказа Л.Н. Толстого «После бала».

Комплекс средств обучения обеспечивает их разностороннее воздействие на личность учащегося.

В конце прошлого года в кабинете появилась мини-сцена. Это помогло совершенно по новому организовать уроки литературы, так как учащиеся могли читать стихи прямо со сцены, а затем обсуждать прочитанное произведение, сидя в зрительном зале.

В этом году возникла идея в моем маленьком театре погружаться в мир театральных постановок в лучших театрах Москвы с помощью серии дисков «Театр на экране». Появилась возможность во время урока, читая и обсуждая произведения, увидеть эпизоды в классическом исполнении мастеров сцены.

Предлагая учащимся, прочитавшим произведение, увидеть тот или иной эпизод, который отражает видение режиссера и интерпретацию актера, пропустившего сквозь себя эту роль, мы сможем достичь желаемого результата - вызвать интерес к произведению, желание его прочитать и высказать собственное мнение о книге.

Вы можете подумать, что же тут особенного? Но ведь это не за партой, а почти в зрительном зале. А перед началом спектакля можно прослушать небольшой монолог руководителя театра о конкретном произведении.

Работая в созданном нами (именно нами, потому что без моих детей у меня ничего не получилось бы) кабинете или вернее лаборатории, а может быть, «в открытом нами мире» четыре года, я поняла, как сделать, чтобы меня услышали. Необходимо читать вместе с ними по возможности каждую страницу, учить их видеть художественные детали, с помощью которых порой можно понять и принять прочитанное.

Мы читаем вслух, обсуждаем, разбираем, анализируем. А иногда просто молчим и слушаем музыку.

На одном из последних уроков мы обсуждали тему толерантности в произведениях русских писателей, а затем учащиеся писали сочинение-миниатюру, где рекомендовали книги для прочтения, в которых в разных обстоятельствах проявляется понимание и принятие мнений других людей.

Я приведу отрывки из сочинений учащихся.

Наумова Марина: «Толерантность – это то качество, которого нам порой недостает. Мы должны уметь не только понимать, но и принимать мнение других людей».

Сушич Настя: «Понятие толерантности наиболее полно можно раскрыть для себя, прочитав произведение А.П. Чехова «Дом с мезонином». Я сделала такой вывод: человек не может осуждать другого человека только за то, что их жизненные цели не совпадают».

Лисицына Катя: «Все мы думаем, что хорошо знаем, что есть счастье. В рассказе «Дом с мезонином» А.П. Чехов, прежде всего, показал последствия, которые ведет за собой неприятие другого мнения. В конечном итоге Лида разрушает счастье собственной сестры. И при этом девушка абсолютно уверена в своей правоте. Разве это не страшно?»

Ершов Николай: «Если вы хотите раскрыть понятие «толерантность», вам необходимо познакомиться с произведением М.Горького «Песня о Соколе». Мы видим двух совершенно разных существ: Ужа и Сокола. У них разные взгляды на жизнь, разные убеждения, разные ценности. Но они существуют в одном мире, а, значит, они должны понять друг друга, быть терпимыми к мнению другого».

В этом году мы подготовили несколько литературных композиций. В декабре показали учащимся и родителям мини-спектакль - посвящение декабристам-литераторам.

Мы не только познакомились с литературным и историческим наследием, подобрали музыкальные композиции, нашли предметы, необходимые для создания атмосферы того времени, но и увлеклись чтением стихов и писем декабристов и их жен. Вот что пишет Ирина Яроповецкая: “Участвуя в "Литературной гостиной" в качестве исполнительницы роли княгини Трубецкой, я приобрела большой опыт в познании жизни. На каждой репетиции я дышала и жила историей своей героини, меня переполняло море чувств. По телу постоянно пробегала дрожь, и атмосфера была просто необыкновенная. Вместе с остальными участниками мы переносились в прошлое и чувствовали себя героями тех событий…».

А это впечатление родителей: «Очень познавательно и интересно прошло мероприятие, в лучших традициях "литературной гостиной", посвящённое внутренней красоте и силе духа русских женщин. Татьяна Юрьевна так увлекательно спланировала постановку, что казалось, будто бы мы перенеслись на несколько столетий назад и оказались в той исторической эпохе вместе с участниками спектакля. На протяжении всего представления ученики-актёры настолько вжились в свои роли, что зрители (приглашённые ученики других классов и родители) порой видели перед собой настоящих декабристов и их жён. Безусловно, мероприятие удалось. Каждый гимназист должен задать себе вопрос "Способен ли я на такие поступки?" Конечно же, ответ на него даст время, но к этому необходимо стремиться - в каждой жизни всегда есть место подвигу!».

Можно сколько угодно успокаивать себя или сомневаться что, все то, что ты делаешь, нужно детям. А лучше спросить их. Что я и сделала, предложив написать несколько слов о впечатлениях, полученных в этом году на уроках литературы.

«Больше всего мне запомнились уроки, посвященные стихотворениям о войне. Мы читали стихи, смотрели презентации, видеосюжеты, фотографии, слушали музыкальные произведения. По моему мнению, все это помогло ощутить ужас войны».

«Чтобы я хотел изменить на уроках литературы? Наверное, ничего. Меня все устраивает: и обстановка (а это уже отдельная тема), и отношение между учителем и учащимися (просто превосходное!). Учитель у нас самый лучший! Так, как она относится к нам и к предмету, ни один другой учитель не сможет. Уроки у нас необыкновенные потому, что преподаются от сердца и хочется приходить снова и снова».

«Уроки литературы для меня – это раскрытие души два раза в неделю. Читая книги по программе, потом обсуждая их, а иногда и написав сочинение, мы развиваемся, развиваем и совершенствуем свою речь, мысли. Мне нравится, когда мы сидим в кругу и читаем стихи. То стеснение, что было раньше, уже пропало, и за это я также благодарна урокам литературы. Еще меня очень тронула наша литературная композиция, посвященная декабристам. Такая атмосфера сближает людей, как зрителей, так и участников».

«В этом году мне понравилось изучать комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». Николай Васильевич хорошо высмеивает пороки общества. Также было интересно обсуждать большую тему «Кавказ», учить стихи, посвященные Грузии, смотреть презентации и читать повесть Л.Н. Толстого «Казаки». Все произведения, которые были включены в эту тему, отложились у меня в памяти навсегда. Поэтому спасибо урокам литературы и превосходному учителю».

«Мне всегда нравилось то, что у нас на уроках литературы была возможность обсуждать прочитанные произведения в узком кругу. У каждого были свои мысли, идеи, с которыми не страшно было поделиться с другими. Все наши уроки литературы (начиная с пятого класса) учат меня всегда чему-то новому, помогают с разных сторон смотреть на жизнь, делать выводы, получать жизненный опыт. Незабываемы были уроки, посвященные повести И.С. Тургенева «Бежин луг», М.А. Булгакова «Полотенце с петухом», таким произведениям, как «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, «Счастливые» Л. Улицкой, «Куст сирени» А.И. Куприна. Каждое из этих произведений осталось в памяти, каждое чему-то научило, каждое произвело неизгладимое впечатление».

«Ваши уроки литературы не сравнишь с другими литературными постановками и конференциями. Они затягивают и заинтересовывают меня так, что читать хочется все больше. Вы открываете любую тему, показывая различные грани, помогаете понять. Также мне нравится участвовать в обсуждении произведений. Таким образом, каждый может выразить свои мысли и чувства. Очень нравится слушать моих одноклассников, и через их понимание произведения, я узнаю их характер, принципы. По правде говоря, я больше люблю слушать, но на Ваших уроках во мне просыпается желание говорить. Вы очень помогаете каждому из нас. Спасибо!»

Безусловно, не все так идеально. Не все учащиеся могут выражать свои мысли, рассуждая о том или ином произведении. Но они умеют замечательно слушать меня и одноклассников, а это тоже маленькая победа.

Очень важно, что сам кабинет притягивает детей своей атмосферой. Они часто заходят вечером – посидеть молча у камина или чем-то поделиться с друзьями. Незабываемы минуты после показа спектаклей. Мы не расходимся, потому что не можем расстаться: пьем чай, кушаем пирожки и говорим все одновременно, перебивая друг друга, потому что эмоции переполняют. Но мы не замкнуты в своем мире, мы готовы впустить тех, кому плохо. У меня для всех всегда раскрыто сердце, переполненное любовью к людям.

В заключение хочу поделиться хорошей находкой. В нашем кабинете теперь есть дерево общения с маленькими карманчиками, которые мы заполняем нашими рекомендациями о прочтении той или иной книги. Таким образом, мы стараемся поддержать друг друга, поднять настроение, подать руку помощи. А вдруг кто-то прочтет, улыбнется и сделает шаг … к НАМ.



Татьяна Котова, почетный работник общего образования РФ, ветеран труда, преподаватель русского языка и литературы гимназии № 1573 Москвы



Фото с сайта http://www.liveinternet.ru

Яндекс.Метрика