Статьи

Ирина Копытина: Если у меня найдут опечатку- обрадуюсь

В 2012 году я выпустила класс, и ребята сказали: «И это все? А как же мы теперь будем общаться?» Предложили завести мне аккаунт в социальных сетях, но, честно говоря, меня такая форма общения не привлекает. И я решила создать сайт, потому что уже давно думала о том, что надо подавать информацию по-новому.
Читать полностью: "Вечерняя Москва"

Юлия Марчук: Читайте стихи — тогда запятые встанут на место
МАРИЯ РАЕВСКАЯ
Юлия Марчук, учитель русского языка и литературы школы № 1741, была гостем ток-шоу «Лестница» в студии сетевого вещания «Вечерка-ТВ». Она приняла участие в разговоре на близкую ей тему: какие книги непременно должен прочитать подросток.
В последнее время Юлию Марчук постоянно приглашают в телепередачи на культурные темы. А ее мастер-класс по Блоку на первом Съезде учителей (о нем «Пресса в образовании» сообщала в предыдущем номере) никого не оставил равнодушным. Юлия Викторовна умеет жечь сердца людей глаголом. А также существительным и прилагательным и другими частями речи.
Читать полностью:"Вечерняя Москва"


Вита Кириченко, учитель года России: Хочу, чтобы столица стала городом грамотных людей
МАРИЯ РАЕВСКАЯ

Ученики Виты Кириченко могут в шутку сказать о себе словами Маяковского: «А я обучался азбуке с вывесок, листая страницы железа и жести». Вита Викторовна — преподаватель русского языка и литературы в центре образования № 1479.
Эта учительница не боится использовать на уроках непривычный материал: анализировать цитаты из электронных СМИ и обращать внимание на ошибки на рекламе и афишах. Более того, она надеется совместно с ребятами улучшить облик города, избавив его от безграмотных объявлений.
Читать полностью: "Вечерняя Москва"

Пушкин возвращается
Экзамен по литературе может стать обязательным



Фото: PhotoXpress
Текст: Ирина Ивойлова

На заседании президентского Совета по культуре и искусству известный режиссер Карен Шахназаров предложил вернуть в школу экзамен по литературе и вообще сделать курс классической русской литературы обязательным во всех вузах страны. "Включая технические и военные, средние и высшие учебные заведения" - подчеркнул Шахназаров. Президент назвал эту инициативу "очень важной", а министр образования и науки пообещал в ближайшее время "проработать" вопрос.
Ни один из школьных предметов не пострадал от ЕГЭ так, как литература. После 2009 года от выпускного сочинения осталось 200 слов в тестах по русскому языку. Именно такой минимум требуется от ученика, который претендует на 100 баллов по этому предмету. Это, чтобы было понятнее, примерно полстранички текста. К слову, у Ильфа и Петрова в "Двенадцати стульях" негры из людоедского племени "Мумбо-Юмбо" знали 300. Все-таки на сотню больше! Литература была безжалостно выкинута из числа обязательных предметов.

А ведь в свое время, в 1945 году, когда в российских школах впервые появились выпускные экзамены, сочинение стояло на первом месте и должно было проверять, как школьники поняли заданную тему и умеют ее выразить своими словами. Несколько десятилетий в школах обязательным был еще и устный экзамен по русскому языку и литературе, где требовалось показать знания об историческом развитии русской литературы, литературных произведениях, биографиях писателей. Без этого аттестат не выдавали.


ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА ПРОИЗВОДИТ СМЫСЛЫ И ЦЕННОСТИ – КАТЕГОРИИ, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС НЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ СПРОСОМ АНАТОЛИЙ САМУИЛОВИЧ СОБЕННИКОВ ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА


НИ ОБЛОМОВ, НИ ШТОЛЬЦ

Реанимировать школьное сочинение должны до 1 марта 2014 года. Впрочем, это не дата введения сочинения — в поручении президента сказано к этой дате «принять меры по совершенствованию ФГОСов, исходя из необходимости повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы и необходимости учета при оценке… результатов… сочинения». Но главное даже не когда, а каким должно быть это старое новое сочинение? И нужно ли оно сегодня вообще?


Как преподавать литературу современным школьникам.
Как все-таки добиться, чтобы учащиеся читали художественную литературу? Как сделать, чтобы они не только читали, но и умели анализировать произведения и сами занимались литературным творчеством? Как достичь того, чтобы они задумались над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образа? Как, почему за обычными словами возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять?

Орловский дворянин.
Иван Тургенев вывел русскую литературу в мировые лидеры



Своим учителем Тургенева считал даже Эрнест Хемингуэй. © / РИА Новости
195 лет назад 17 ноября в дневнике орловской помещицы появилась запись: «28 октября родился сын Иван. Ростом 12 вершков, в Орле, в своём доме, в 12 часов утра. Крестили 4 ноября (по новому стилю - 17-го) Фёдор Уваров с сестрой Федосьей Тепловой».
Помещицу звали Варварой Петровной. В девичестве - Лутовинова. В замужестве - Тургенева.

Если сейчас задаться вопросом: «А что мы, собственно, помним о нашем классике Иване Тургеневе?», - то поневоле придётся признать правоту другого классика, Чехова: «После этого писателя останется восьмая или даже десятая часть от того, что он написал. Остальное же через 25-30 лет уйдёт в архив».


Иван Тургенев.
20 цитат



Иван Тургенев после присвоения степени почетного доктора Оксфордского университета, 1879 год. Изображение с сайта wikipedia.org
3 сентября исполнилось 130 лет со дня смерти великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.
Иван Тургенев считается классиком не только русской, но и мировой литературы. Среди самых известных его произведений не только романы, такие, как «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Дым», но и повести и рассказы, такие как «Записки охотника», «Муму», а также знаменитые «стихотворения в прозе»: сборник мелодичных афоризмов о любви, смерти и человеческом бытии. В своих произведениях Тургенев открывал читателю мир русского дворянства, а его женские образы, так называемые «тургеневские девушки», считаются эталонными описаниями российских дворянок.


«Ломоносовых больше не будет»
Математик и наставник Григория Перельмана Сергей Рукшин рассказал «Газете.Ru», в чем ошибки реформы российского образования

Фотография: Дмитрий Соколов; автор: Елена Мухаметшина

"...— Вы считаете, что личность педагога важна для ученика. Но бывают ведь и такие учителя, которые не являются выдающимися педагогами.

— Мы совершенно неправильно оцениваем понятие «выдающийся педагог». По нынешней системе аттестации учителей, чтобы получить высшую категорию, учитель должен писать научные статьи, участвовать в конференциях, предъявлять победы учеников на олимпиадах. Последнее, кстати, не задача учителя, это задача дополнительного образования — кружков и факультативов. Задача учителя — учить. В школе на окраине города идет урок русского языка, в классе половина учеников — дети мигрантов. Некоторые с нуля начинают учить русский. И если учительница научит этих детей общаться на русском языке, ценить его и научит их культуре поведения в нашей среде, то это уже великое достижение. И это гораздо важнее, чем если бы эта учительница писала научные статьи и ездила по конференциям.

У нас так мало великих учителей, потому что учителям приходится работать в скотских условиях. Вслед бумажной отчетности и бумажной аттестации рано или поздно последует «бумажная работа». У них есть конкретные задачи — воспитание, социализация и обучение. Учитель делает это, тратя душевные силы. Сейчас же получается ситуация, когда мы детей должны учить по инструкции. Хороших учителей было бы больше, если бы они работали в других условиях.

Великих учителей как раз не тронут, поскольку они приносят золотые яйца, которыми хвастаются в отчетах руководители РОНО. Даже в каком-нибудь маленьком городе лучшего учителя не тронут, закроют глаза на его репетиторство, потому что он детей начальников учит. Но для того, чтобы выросли эти великие учителя, и молодых не надо трогать. Они должны получить условия, которые бы их стимулировали. Знаете, был в 1990-е годы замечательный эффект: денег учителям не платили, но при этом руки не связывали. И в то время родилось столько замечательных учительских инициатив, потому что не было никакой формальности отчетности. Мы тебе мало платим, но не мешаем работать. А теперь стали платить регулярно, при этом достойно платить не стали, но зато стали связывать руки.

— Насколько изменились дети, которых вы учите, по сравнению с 1970–1990-ми годами?

— То, что современная молодежь хуже предыдущих поколений, говорят всегда. Но дети, правда, серьезно изменились, причем в худшую для обучения сторону. Во-первых, это клиповое сознание. У меня студенты теряют нить лекции, логические связки за 2,5–3 минуты. Из-за этого они не в силах что-то выучить. То есть их можно механически научить дифференцировать, а вот развить мышление — уже нет. Математика — это единственный предмет, который профессионально направлен на развитие мозга путем решения задач. Так вот школа превратилась в свалку формул и рецептов решения задач. Месяц решаешь квадратное уравнение, вызубриваешь формулу. Еще у студентов резко изменилась мотивация. Сейчас для многих обучение — это не средство получить профессию, образование, а средство получить корочки, с которыми они будут больше зарабатывать.

У детей очень плохо с памятью — из-за воплей идиотов о том, что дети перегружены, с них перестали спрашивать в школе. Раньше в гимназиях учили латынь и греческий. А в церковно-приходских школах — молитвы и Евангелие. Для чего? Чтобы память тренировать.

Еще у детей повышенный инфантилизм. Могу продемонстрировать объяснительную записку от студента: «Я систематически не делаю домашние задания по математическому анализу по причине того, что поздно возвращаюсь с работы и не успеваю выполнить домашнее задание к утру. Потому что ночью я либо отдыхаю, либо занят другими делами». Посмотрите на это? А вы говорите, что я нещадно критикую. Я доказал, что я педагогически успешен, несмотря на то что мне мешали много лет. Да и сейчас не всегда приятно, между прочим, ректору иметь в университете или директору лицея, моему бывшему ученику, такого педагога, который оспаривает мнение министерства. И не важно, что при этом вся работа делается успешно. Один народный учитель, приближенный к нашему руководству комитетом по образованию, говорит мне: «Как вы смеете выступать на Общественном совете и оспаривать мнение министерства?» Как смею? Кто-то же должен. Моя карьера — ни научная, ни должностная — из-за этого не сложилась. Поэтому, пока есть возможность говорить, я буду это делать. Мне дорога эта страна, но мне не нравится государство, которое развалило образование и науку. Но отделять себя от того, что творится в этой стране и в этом государстве, я не могу.

Нужно понять, какое образование необходимо для этой страны, и создавать его, а не профанировать, когда ребенок в девятом классе не может распознать параллелограмм. Школа завышает оценки и врет, врет и детям, и родителям....
Читать полностью


Полезное на сайте:

Календарно-тематическое планирование по литературе

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

Публикации материалов преподавателей

Будь в теме: Русско-олбанский словарик: 55 забористых фраз киберязыка

Яндекс.Метрика