Учимся писать диктант на 5

Вспомните, что вы больше всего боялись, когда учились в школе. У кого-то коленки дрожали перед контрольной по математике, кто-то очень не любил выходить к доске, а кого-то пугали диктанты.

Диктант - вещь не очень приятная, но нужная. Некоторые дети пишут его без проблем, но иногда это становится еще одним поводом для переживаний и слез... Поэтому некоторым детям, а соответственно, и их родителям надо готовиться к диктантам заранее и очень тщательно. К сожалению, один ребёнок здесь не справится. Нужна помощь.

Но если вы полны решимости сделать из дочери или сына человека грамотного, надо запомнить несколько простых правил проведения диктанта. Во-первых, купите специальную методичку или сборник диктантов для средней школы, они продаются в специализированных магазинах, выберите текст на то правило, которое проходит сейчас ваш ребенок, читайте его очень четко и медленно (но не по буквам), чтобы было хорошо понятно содержание. Затем диктуйте сначала целое предложение, затем разбивая его на слова. Не забывайте о временном регламенте! Чтобы подключить ребенка к процессу подготовки к диктанту, напишите вместе с ним сложные слова на карточках. То есть писать-то будет он, ваша роль - проверить правильность слов. Переворачивая карточки на манер экзаменационных билетов, ребёнок сможет сам проверить написанное в тетради.

Вы можете наговорить текст диктанта (или часть его, или даже просто сложные слова) на диктофон. Дети, которым легче вначале прослушать весь текст, пойдут на это техническое новшество с удовольствием. Если у вас есть возможность общаться с компьютером, то можно сделать так называемые пазлы из разных частей трудного текста. Наберите весь текст на компьютере, разбейте его на множество частей, а затем распечатайте на маленьких карточках. Ребенок с удовольствием будет собирать такую вот "текстовую" головоломку (заодно многократно читая написанные слова). Для борьбы с особо сложными словами можно снова применить карточки, только уже не целых слов, а отдельных букв. Карточки перемешиваем, и ребенок самостоятельно составляет из него "неподдающееся" слово. Можно предложить ребенку поискать рифму к таким словам или поиграть с ним в "слова". Вы пишете первую и последнюю буквы слова, ребенок угадывает недостающие. За правильные буквы - приз, за орфографические ошибки - штраф. Вообще надо стараться использовать в течение дня любую возможность попрактиковаться в написании диктанта. Причем, тексты могут быть самые разные, начиная от кулинарных рецептов, заканчивая отрывками из приключенческих книг. Чем чаще ребенок пишет под диктовку в спокойной обстановке (согласитесь, диктант - это всегда стресс) разные тексты, тем скорее он привыкнет к этому. Обязательно научите ребенка проверять написанное, для этого лучше всего внимательно прочесть весь текст, разбивая слова на слоги и как бы проговаривая их про себя. Затем полезно прочитать текст еще раз, но с конца до начала. Это отвлекает от "сюжета", и ошибки становятся заметнее.

Полезно писать диктанты ежедневно, по 15-20 минут.

Еще один способ развития грамотности - заучивание написания слов по орфографическому словарю так, как мы изучаем иностранный язык.

Воспользуйтесь моими советами, и тогда, я уверена, ваш ребенок перестанет нервничать, когда в школе придет время очередного диктанта.

Подборку диктантов можно найти на странице образовательных ресурсов.

Яндекс.Метрика